Авторизация даст возможность комментировать публикации, записываться на мероприятия. Вы будете всегда в курсе происходящих событий.

Авторизация на сайте

Также, Вы можете авторизироваться при помощи вашего профиля в социальных сетях:

Регистрация на портале

Правила регистрации на портале

Регистрация на сайте

Также, Вы можете авторизироваться при помощи вашего профиля в социальных сетях:
19.05.2017, 10:05
Оксана Гришина
1101
0

В парламенте поддержали старт земельной реформы

Фото: Aggeek
Фото: Aggeek

Профильный парламентский комитет рекомендовал выдать земельные паи работникам государственных и коммунальных сельхозпредприятий

Профильный комитет поддержал

Речь идет о правительственном законопроекте №6269 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций", который был рассмотрен комитетом ВРУ по вопросам аграрной политики и земельных отношений на этой неделе.

Законопроектом предлагается установить процедуру бесплатной приватизации земельных участков гражданами Украины – работниками государственных или коммунальных сельскохозпредприятий, а также учителям, врачам, библиотекарям и другим работникам сферы социальной инфраструктуры, расположенной на территории совета, а также пенсионерам этих учреждений. Такая процедура возможна в случае принятия решения о приватизации госземель. Прописано также, что "остатки" после раздачи получают статус земель запаса.Ближе к Европе: Рада изменила условия работы на стройрынке Украины

По результатам обсуждения комитет принял решение рекомендовать парламенту принять за основу указанный проект закона.

Экспертное мнение

Этот законопроект активизировал дискуссию вокруг аграрной и земельной реформ в целом и снятии моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения  в частности. ABCnews собрал экспертные мнения по этому поводу.

Глава Офиса поддержки реформ при Министерстве аграрной политики и продовольствия Украины Юрий Змий

Когда мы говорим сегодня о реформе, все вспоминают только о моратории. Но это лишь вершина айсберга.

Готовы ли мы технически к снятию моратория? Пока нет. Что надо сделать в первую очередь? Первый пункт – обеспечить четкую работу земельного кадастра, системы регистрации прав собственности на земельные участки. Да, сейчас много делается для упрощения этих процедур. Но стоит признать, что до совершенства и эффективности этой системы еще очень далеко.

Второй важный момент – вопросы выморочного наследства. Собственники паев не смогли воспользоваться своим имуществом из-за введения моратория,  некоторые из них уже не с нами, а наследников у них нет. И это большая проблема – как для местных общин, так и для крупных предприятий, которые работают в той местности. Они не могут легально воспользоваться землей, которая осталась от таких паевиков. ВР уже приняла закон, который принципиально упрощает эти моменты, но есть еще очень много технических нерешенных вопросов. 

Еще по ряду проблем – земли коллективной собственности, полевые дороги – есть несколько предложений, но до реальных решений еще очень далеко. Как только мы выстроим здесь нормативную систему, дискуссия о снятии моратория будет идти намного легче.

Согласно исследованиям, свой пай готовы продать от 20 до 30% собственников. Пока же они бесправны. Например, крупная компания, подписав с ними договор, может менять арендатора без согласия собственника участка.

Но реформа не может быть проведена одномоментно, под давлением той или иной стороны. Это однозначно должен быть компромисс.

Народний депутат Вадим Ивченко (ВО "Батькивщина")

Земельная реформа не может двигаться без аграрной реформы. Но почему мы постоянного говорим о снятии моратория? Потому что так прописано: при принятии закона об обороте земель мораторий снимается.

Главная задача государства сейчас – "создать" покупателя. Всем понятно, кто продавец. Это небогатые люди: 67% из них сидят на дотациях, остальные зарабатывают себе на жизнь. У нас в стране не сформирован средний класс. К счастью, оценочная стоимость земли сейчас растет. В некоторых участках Броварского района гектар предлагается по 179 тыс. грн, в Яготинском – по 55 тыс. грн. И представим ситуацию, что фермер купил 200 га за $200 тыс. Какова вероятность, что он найдет средства купить трактор и обрабатывать? У нас нет сейчас ни покупателя из числа средних предпринимателей, ни системы кредитования.

Законопроект №6269 касается прежде всего земель госпредприятий.  Да, люди которые работали в совхозах, при распаевке не получили своей земли. Хорошо, давайте раздадим сейчас. А на оставшихся после распаевки землях государство должно эффективные рабочие места. Они должны зарабатывать, а не получать пассивно мизерную арендную плату.

А как консолидировать единоличников, которых у нас 4,5 млн? Когда мы приходим в ритейл, именно их продукцию покупаем, но где остаются налоги и прибыль от этой деятельности? Все вопросы к посредникам. Мы просчитывали с Институтом аграрной экономики, что около 0,5 млн из этих 4,5 млн мы уже можем привлечь, вывести в белый рынок.

А пока у нас официально в сельском хозяйстве работают всего 52 тыс. сельхозпредприятий. Сравните: Польша – 2,5 млн, Италия – 1,8 млн, Испания – 1 млн. А у нас скромные 52 тысячи, и цифра каждый год сокращается. 

Что касается фермеров, то надо создать систему их роста, давать им дотации, кредиты, делать форвардные закупки, стимулировать переход на более трудоемкие производства. Это и называется государственная аграрная политика.

к покупателям государство должно четко прописать требования. К примеру, во Франции можно купить землю только в том случае, если до этого семь лет потенциальный покупатель ее арендовал, а продать не раньше чем через 15 лет. Так отсекаются спекулянты. В США, например, в штате Миннесота, вообще запрещена спекуляция: купил – обрабатывай, передавай в наследство, но продать не имеешь право – возвращай государству. В Дании нельзя купить, если проживаешь дальше, чем за 30 км от выбранного участка. В Германии 95% земли находятся в частной собственности, но чтобы ее купить ты должен подтвердить свою квалификацию. В Швеции требуют не только квалификацию, но и наличие домашних животных. Такие требования нужны и нам. Землю должны покупать реальные собственники, которые будут  ее обрабатывать, а не те, кто имеют миллионы в электронных декларациях, купят и будут сдавать в аренду селянам.

Руководитель проекта "Поддержка реформ в сельском хозяйстве и земельных отношениях в Украине" Денис Низалов

В частной собственности сейчас находится 27 млн га земли, которыми владеют 7 млн украинцев. Это почти половина сельских жителей. 

Какие выгоды увидят эти люди от земельной реформы? Главная выгода после снятия моратория – увеличение арендной платы. Ведь с открытием оборота будет увеличиваться цена земли.

Плюс улучшение доступа к кредитованию, земельные паи можно будет использовать в качестве залога.

Но самое главное – увеличится количество рабочих мест. Ведь увеличение цены земли приведет к увеличению доходов местных жителей. А это стимул для появления других сервисов, не связанных с сельским хозяйством.

По моему мнению, самый большой риск реформы – это сохранение статуса-кво. К сожалению, это самый вероятный сценарий на сегодня. Но от этого проиграют все. Собственники недополучат прибыль, производители – замедлят рост, государство  – недополучит инвестиции.

Напомним, ранее ABCnews сообщал, что у украинцев могут принудительно изымать землю под электросети.

ABCnews

Комментариев: 0
Для того, чтобы оставлять комментарии Вам нужно войти или зарегистрироваться.
Читайте также:
Новости Все новости
Подробнее